Лингвистические рекомендации составителям инфографик с точки зрения интенций (намерений) автора и адресата
При формировании вербального компонента конкретного вида инфографики необходимо учитывать полиинтенциональность явления. Кроме интенций (намерений) информирования и воздействия, характерных для всех видов инфографики, автор креолизованного текста реализует интенции, связанные с конкретным видом инфографики. Кроме того, можно выделить предположительные интенции адресатов инфографик и сформулировать общие лингвистические рекомендации для составителей инфографик разных видов в интенциональном аспекте. Выделенные нами интенции автора и потенциальные интенции адресата представлены в таблице.
Вид инфографики |
Интенции автора |
Интенции |
Лингвистические рекомендации |
инфографика-алгоритм |
динамика/последовательность/ стадиальность
обучение
побуждение |
восприятие декодирование анализ
|
1) на лексическом уровне:использование лексических единиц с семантикой желательности, обязательности, необходимости; 2) на морфологическом уровне:глаголы в форме повелительного наклонения; 3) на синтаксическом уровне:краткие синтаксические конструкции, использование вопросительных и побудительных предложений. |
инфографика-биография |
идентификация/ презентация/узнавание удивление |
восприятие декодирование анализ удивление |
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой родства, становления, хронологии; 2) на морфологическом уровне:имена собственные, связанные с конкретной личностью; 3) на синтаксическом уровне:словосочетания со связью управление; предложения (повествовательныепо цели высказывания). |
инфографика-объявление |
побуждение/ предложение/по-иск оценка/убежде-ние |
восприятие декодирование анализ решение предложение/запрос
|
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой необходимости, поиска, потребностей, качеств; 2) на морфологическом уровне:качественные прилагательные, стадиальные глаголы; 3) на синтаксическом уровне:вопросительные и побудительные предложения. |
инфографика-процесс |
детализация стадиальность функциональ-ность |
восприятие декодирование анализ
|
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой стадиальности, процессуальности, функционирования; 2) на морфологическом уровне:глаголы, наречия, качественные прилагательные, наречия времени, меры, степени; 3) на синтаксическом уровне:словосочетании, простые двусоставные предложения, повествовательные. |
инфографика-резюме |
идентификации оценки
|
восприятие декодирование анализ презентация потребность
|
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой карьеры, возможностей, профессионализмы, термины; 2) на морфологическом уровне:качественные прилагательные, имена собственные; 3) на синтаксическом уровне:словосочетании с семантикой управление, побудительные предложения.
|
инфографика-рейтинг/классификация |
градации интерпретации сопоставления |
восприятие декодирование анализ оценка выбор |
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой классификации, распределения; 2) на морфологическом уровне:качественные прилагательные; 3) на синтаксическом уровне:повествовательныепредложения. |
инфографика-реклама |
побуждение предложение, узнавание |
восприятие декодирование анализ потребность узнавание |
1) лексические единицы с семантикой свойство, качество, функции, результат, лексика с положительной коннотацией, эмоционально окрашенная лексика; 2) имена собственные, качественные прилагательные, глаголы в форме повелительного наклонения; 3) на синтаксическом уровне:предложения восклицательные, побудительные по цели высказывания. |
инфографика-рецепт |
функциональ-ность
|
восприятие декодирование анализ освоение применение |
1) на лексическом уровне:лексические единицы семантических групп продукты, процессы, качества, количество; 2) на морфологическом уровне:качественные прилагательные, глаголы в повелительном наклонении, инфинитивы в функции повелительного наклонения, наречия меры и степени; 3) на синтаксическом уровне:инфинитивные предложения, побудительные по цели высказывания. |
инфографика-статистическая схема |
анализ сопоставление побуждение |
восприятие декодирование анализ
|
1) на лексическом уровне:лексические единицы семантических групп: количество, причина, сравнение; 2) на морфологическом уровне:наречия меры и степени; 3) на синтаксическом уровне:диалогичные конструкции (вопросительная конструкция + варианты ответа). |
инфографика-хронология |
фиксация последовательность динамика |
восприятие декодирование анализ фиксация (запоминание)
|
1) на лексическом уровне:лексические единицы с семантикой времени длительности, последовательности, динамики; 2) на морфологическом уровне:отглагольные существительные, качественные прилагательные; 3) на синтаксическом уровне:словосочетания со связью управление, по структуре:простые предложения. |
инфографика смешанного типа |
в зависимости от структуры и включения элементов разных видов инфографик интенции |
восприятие декодирование анализ + комплекс интенций в зависимости от структуры
|
1) на лексическом уровне:лексико-семантическая система формируется автором по логико-тематическому признаку; 2) на морфологическом уровне:морфологическая структура обусловлена целью автора передать в инфографике - качество -последовательность -рекомендации; 3) на синтаксическом уровне:по структуре простые предложения. |