Русскоязычная инфографика XXI века: к вопросу о восприятии вербального компонента современной языковой личностью
Инфографика представляет собой явление информационно-коммуникационного пространства XXI в., не подвергнутое до настоящего времени основательному лингвистическому описанию. Это связано с тем, что современная языковая личность стремится получить и освоить большое количество разнообразных данных, при этом делая выбор в пользу наиболее актуальных для себя источников информации и средств коммуникации. Грамотно составленная инфографика органично сочетает вербальный и визуальный компоненты, следовательно, с точки зрения лингвистики, является разновидностью семиотически осложнённого текста, включающего элементы разных знаковых систем.
Как отмечают исследователи в области изобразительного аспекта инфографики, это явление включает в себя визуализацию данных, использование иллюстраций, соединение текста и изображений, которые складываются в цельный сюжет [Крам, 2015, с. 37]. Визуальные образы наиболее ярко воспринимаются людьми, так как при этом удовлетворяется актуальная потребность в наличии четких и ясных целей, решаемых задач и понимания аудиторией идеи автора, кроме того, удаётся доступно передать необходимый объём информации [Лаптев, 2018, c. 8]. Визуальные корреляции между компонентами относятся к формальной структуре креолизованного текста, но при этом влияют и на содержательную сторону [Фаворский, 1986, с. 168]. Актуальные для адресата инфографики данные содержатся не только в тексте, но и передаются с помощью экстралингвистических средств: цвета, объёма изображения, шрифта [Смикиклас, 2014, c. 12]. При этом в специальной литературе восприятие читателем вербального компонента современных русскоязычных инфографик не подвергалось специальному монографическому описанию, что обусловливает актуальность настоящего исследования. Цель представленной работы состоит в том, чтобы выяснить, как воспринимается текстовая составляющая инфографики, какие лексические и синтаксические единицы помогают понять содержание, что остаётся непонятным, на основе полученных данных сформулировать рекомендации по составлению грамотного и актуального текстового содержания русскоязычных инфографик. В основу представленного описания положен проведённый нами в 2018 г. психолингвистический эксперимент, позволяющий констатировать значимость вербального компонента инфографики для восприятия современной языковой личностью. В зависимости от целей и коммуникативной ситуации в числе печатных и электронных инфографик представляется возможным выделить следующие виды подобных креолизованных текстов: инфографика-алгоритм, инфографика-биография, инфографика-объявление, инфографика-процесс, инфографика-резюме, инфографика-рейтинг/ классификация, инфографика-реклама, инфографика-рецепт, инфографика смешанного типа, инфографика-статистическая схема, инфографика-хронология. Представленная систематизация способствует более детальному описанию и анализу лингвистических особенностей, типичных для инфографик разных видов. В ходе исследования нами было проанализировано 1200 примеров статичных русскоязычных инфографик разных видов, извлечённых из открытых источников: электронных и печатных СМИ, социальных сетей, а также из официальных сайтов государственных учреждений. В основу проведённого психолингвистического эксперимента были положены 4 однотипных вопроса, задаваемых к наиболее типичным примерам инфографик каждого вида из выделенной нами классификации. Последовательность распределения инфографик в предлагаемом исследовании рандомная, что обусловлено необходимостью осуществления информантами выбора, независимого от логики составителя. В опросе участвовали 500 респондентов разного пола, в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих на территории России, большинство участников опроса (58,3 %) имеют высшее образование и работают в разных сферах деятельности. В ответ на первый вопрос, касающийся понятности представленных примеров инфографик, большинство респондентов (в среднем более 70 %), ответили, что предложенные инфографики понятны им полностью. Это значит, что выбранные нами для исследования примеры составлены достаточно логично и последовательно. Во втором вопросе: Какие слова и фразы в инфографике привлекли Ваше внимание в первую очередь? предложенные информантам варианты ответа были сформулированы по логике: текст заголовка, подзаголовков, других компонентов инфографики, которые выделены для читателя крупным шрифтом или другим визуальным способом. Согласно результатам опроса, внимание большинства респондентов (в среднем более 60 %) при ознакомлении с инфографикой в первую очередь привлекают названия инфографик, затем подзаголовки или крупные тематические блоки, графически выделенные крупным шрифтом и цветом (в среднем более 29 %). Ср. «Неадекватный сосед что делать?» – заголовок инфографики-алгоритма; «17 мгновений Хармса» – заголовок инфографики-биографии; «Снимем однокомнатную квартиру в Москве» – заголовок инфографики-объявления; «Как глобальное потепление приводит к холодным зимам» – заголовок инфографики-процесса; «Отличный специалист жаждет трудоустройства» – заголовок инфографики-резюме; «Лучшие города России» – заголовок инфографики-рейтинга; «Картофель с грибами по-рязански» – заголовок инфографики-рецепта; «Как мужчины выбирают подарок на 8 марта?» – заголовок инфографикистатистической схемы; «Первопроходцы Космоса» – заголовок инфографики-хронологии; «Развитие интернет-стартапа» – заголовок инфографики смешанного типа. С точки зрения языка, это объясняется тем, что заголовок/название инфографики, как правило, выполняет контактоустанавливающую или собственно информативную функции. Следовательно, при составлении инфографик авторам необходимо учитывать этот момент, формулируя названия и подзаголовки чётко и понятно, включая в них основную информацию, которая может привлечь внимание адресата. Названия, как правило, формулируют основную тему инфографик в целом, поясняют адресату, какую информацию содержит данный креолизованный текст, выполняют аттрактивную функцию, управляя вниманием читателя. Кроме того, согласно результатам исследования, целостному и адекватному восприятию содержания инфографик способствуют логически и графически выделенные подзаголовки, передающие важную для понимания информацию. Следует отметить, что данная особенность наиболее актуальна для инфографик-алгоритмов, инфографик-процессов, инфографик-рецептов, передающих определённую последовательность действий. Ср. Как действовать, если; Если ничего не помогает – подзаголовки инфографики-алгоритма, приведённого в исследовании; Немецкие учёные установили взаимосвязь между холодными зимами в Европе и таянием льдов в Арктике – подзаголовок инфографики-процесса; Рецепты в инфографике – подзаголовок инфографики-рецепта. На ответы респондентов в данном вопросе повлияли экстралингвистические факторы: размер и цвет шрифта, разнообразие графических элементов, а также лингвистические особенности: использование в заголовках и подзаголовках инфографик разных видов слов и фраз, передающих содержательно-тематическую суть. Варианты ответов на третий вопрос исследования: Какие слова и фразы помогают Вам понять содержание инфографики? – представляли собой ряды, сгруппированные нами по частеречному принципу и включающие наиболее частотные для морфологического состава инфографик компоненты: существительные, глаголы, прилагательные, выбранные из контекста конкретного примера инфографики по тематическому принципу. Ср. морфологические ряды, предложенные к инфографике-объявлению ретвитить, репостить, лайкать; молодая, симпатичная, славянская, адекватные, опрятные; услуга, станция, доступность, этажи, маркетологи, выпускники, оплата, услуги, парковка, мебель. При этом морфологические ряды предлагались информантам в разной последовательности. Дополнительные варианты ответов представляли собой лексемы, относящиеся к разным частям речи с ярко выраженной положительной или отрицательной коннотацией. Согласно результатам исследования, респонденты выбирают разные частеречные ряды в зависимости от конкретного вида инфографики. Ряды глаголов большинству респондентов помогают понять содержание предложенных инфографик-алгоритмов, инфографик-объявлений, инфографик-реклам, инфографик-рецептов. Это можно объяснить тем, что, как правило, в инфографиках, относящихся к названным выше видам, особенно важна динамика, действия и процессуальность. К видам инфографик с характерными особенностями, по нашим наблюдениям, можно было бы добавить инфографики-процессы и инфографики-хронологии, однако в предложенном информантам примере инфографики-процесса раскрывается суть сложного климатического явления, следовательно, пониманию содержания в данном случае способствуют терминологизированные сочетания, а не отдельные части речи, сравним: глобальное потепление, солнечная радиация, атмосферное давление. Анализируемый респондентами пример инфографики-хронологии был посвящён личностям в истории совершения космических открытий, при этом ключевыми для понимания являлись прецедентные имена – Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. Респонденты также отметили, что для понимания инфографики-хронологии важны цифры. Они разграничивают временные рамки исторических событий, периодов развития и становления каких-либо явлений. Согласно мнению респондентов, пониманию содержания инфографик-биографий, инфографик-резюме, инфографик-рейтингов, инфографик-статистических схем, инфографик-хронологий способствуют существительные. Подобный ответ информантов, на наш взгляд, обусловлен тем, что в данных видах инфографик существительные формируют основные содержательные позиции. В инфографиках-резюме инфографикахбиографиях – наиболее частотны имена собственные, так как их содержательная часть, как правило, раскрывает биографию и профессиональную деятельность конкретной личности, персонажа или объекта. В инфографиках-хронологиях, инфографиках-рейтингах, инфографиках-статистических схемах существительные передают основные временные параметры, критерии анализа или оценки. Так, например, в инфографике-рейтинге под названием: Лучшие города России выделяются разные ряды с названиями городов: Тюмень, Краснодар, Новосибирск, Ярославль… сформированные по определённым показателям: по условиям жизни; по условиям для бизнеса. В соответствии с предложенной нами классификацией, в исследовании респонденты верно соотнесли примеры инфографик и виды, к которым они относятся. Затруднение вызвала лишь инфографика смешанного типа, так как большинство участников опроса (37,5 %) отнесли предложенный пример к инфографике-процессу, этот факт объясняется тем, что в инфографиках смешанного типа сочетаются особенности нескольких видов. Примечательно, что в примере, подобранном нами для опроса, сочетались черты инфографики-процесса, инфографики-рейтинга, инфографики – статистической схемы. Таким образом, проведённое исследование показало, что содержание инфографик адекватно воспринимается аудиторией только в случае, если их структура логична, а содержание составлено последовательно. Следует отметить, что современные инфографики органично сочетают в себе визуальный, вербальный компоненты и относятся к креолизованным текстам. Согласно результатам проведённого нами психолингвистического эксперимента, при составлении вербального компонента инфографик необходимо учитывать ряд важных особенностей. Так, внимание большинства респондентов в первую очередь привлекают названия/заголовки инфографик, затем подзаголовки или крупные тематические блоки, терминологизированные сочетания, следовательно, в названиях и подзаголовках инфографик следует осознанно употреблять ключевые слова, способствующие пониманию содержания. В зависимости от авторского замысла, при составлении инфографик следует определить, к какому виду (инфографика-алгоритм, инфографика-биография, инфографика-объявление, инфографика-процесс, инфографика-резюме, инфографика-рейтинг/классификация, инфографика-реклама, инфографика-рецепт, инфографика смешанного типа, инфографика – статистическая схема, инфографика-хронология) будет относиться конкретный пример, что позволит оперативно и последовательно сформировать лексическое и морфологическое содержание. С точки зрения морфологии, содержание инфографик в зависимости от тематики и вида, как правило, помогают раскрыть определённые части речи: глаголы или существительные. Примечательно, что с точки зрения морфологии, по мнению респондентов, основную смысловую нагрузку в инфографиках-алгоритмах, инфографиках-объявлениях, инфографиках-рекламах, инфографиках-рецептах, инфографиках-процессах и инфографиках-хронологиях, как правило, приобретают глаголы, так как для целостного восприятия данных видов значима процессуальность, динамика. При этом в вербальном компоненте инфографик-биографий, инфографик-резюме, инфографик-рейтингов, инфографик-статистических схем, по данным исследования, респонденты выделяют существительные, так как в этих видах инфографик встречаются прецедентные имена, абстрактные и конкретные существительные, раскрывающие важные показатели, критерии оценки и жизненные этапы конкретного субъекта, явления или объекта. Кроме того, на восприятие инфографик влияют экстралингвистические факторы: изображения, цифры, графическое выделение элементов вербальной составляющей крупным шрифтом и цветом. Восприятие аудиторией вербального компонента современных русскоязычных инфографик представляет интерес для дальнейшего лингвистического изучения.
ЛИТЕРАТУРА
Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб.: Питер, 2015. 383 с.
Лаптев В. Русская инфографика. СПб.: Изд.-полигр. центр Политехнического ун-та, 2018. 399 c.
Смикиклас М. Инфографика: коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб: Питер, 2014. 150 с.
Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180 – 186.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. 240 с.
Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? М.: Гнозис, 2010. 293 с.
Статья опубликована в Известиях Южного федерального университета. Филологические науки №3 2019
http://www.philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1232/pdf_93