Инфографика-алгоритм

Вид инфографики, раскрывающий последовательность действий или рекомендаций, приводящих к определённому результату.

Инфографика-алгоритм – вид инфографики, раскрывающий последовательность действий или рекомендаций, приводящих к определённому результату. Основанием для определения данного вида инфографики послужило соответствие содержания общенаучному понятию алгоритма: «правило последовательности действий – точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу)» [Новиков 2013][Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.methodolog.ru/,свободный [дата обращения: 25.02.2019].

Частотность в контексте собранного и проанализированного материала

В контексте настоящего исследования было рассмотрено 200 примеров инфографик-алгоритмов (11.11% от общего числа проанализированных инфографик разных видов). Инфографики-алгоритмы достаточно частотны в современном русскоязычном пространстве, так как характеризуются важными экстралингвистическими особенностями:

  • широкий тематический спектр (среди наиболее актуальных – сохранение жизни, здоровья, имущества человека);
  • практическая направленность содержания;
  • информативность и лаконичность.

Тематика и цели

Одна из главных целей инфографик-алгоритмов – дать практическое руководство к действию в виде последовательной инструкции. Более половины из 200 проанализированных нами примеров русскоязычных инфографик-алгоритмов посвящены:

  • эффективным действиям в экстремальных ситуациях (когда от скорости и точности выполнения действий зависит здоровье, жизнь, сохранность имущества);
  • практическим рекомендациям по решению бытовых, юридических, творческих вопросов.

Как правило, инфографики-алгоритмы встречаются не только в печатных и интернет-изданиях, но и на официальных сайтах государственных учреждений, различных структур и ведомств (среди них МЧС, ГИБДД, Роспотребнадзор и др.).

Обратимся к языковой практике. Так, в инфографике-алгоритме на рис. 1 последовательно раскрываются наиболее оптимальные действия при пожаре в автомобиле. В представленном примере инфографики на уровне структуры выделяется название: «Что делать, если автомобиль загорелся?» (рис. 1),в котором изначально задаётся главная тема и цель инфографики; при этом отсутствие лида объясняется последующим содержанием инфографики, разделённом на тематические блоки, задающие модель развития событий: автомобиль загорелся в движении, пожар возник на стоянке и как обезопасить личный транспорт от пожара. Так как в случае экстремальной ситуации необходимо действовать быстро, в соответствии с ситуацией читателю предлагают пронумерованную последовательность действий, основанную на правилах безопасности, ср.: Немедленно остановитесь и выключите мотор, далее Высадите всех пассажиров – им необходимо отойти на расстояние не меньше 20 метров от машины… Подобная структура инфографики продиктована её текстовым содержанием.

 

Рис. 1 – Инфографика-алгоритм
«Что делать, если автомобиль загорелся?» [
aif.ru]

Следует отметить, что в инфографике-алгоритме могут быть отражены практические советы, которые в виде последовательных рекомендаций предлагают эффективное решение какой-либо творческой или бытовой проблемы. Так, например, в инфографике «Как правильно мыть кошку. Инструкция» (рис.2) читателю предлагается информация (что возможно, а что не следует использовать для мытья животного), которая рассматривается с единых логико-тематических позиций: температура воды, ёмкость, средство для мытья, вид щётки, способ высушить кошку. Затем следует пронумерованный список действий, которые необходимо выполнить хозяину животного. Особенностью данной инфографики-алгоритма является пояснение целесообразности действий, включённое автором в последовательность, ср.: Закройте дверь в ванную. Если кошка вырвется, её будет очень сложно поймать.

Примечательно, что в русскоязычной инфографике-алгоритме не всегда присутствуют сложные числовые показатели или графики, что обусловлено главной целью данного вида инфографики: дать готовое руководство к действиям, выполнение которых приводит к желаемому результату. В инфографике «Как застраховать дачу» (рис. 3) в качестве исходных позиций перечисляются юридические документы, необходимые для страхования, затем типичные страховые случаи, даётся пояснение, как выбрать и правильно рассчитать размер и сумму страховки. Следует отметить, что в данном примере инфографики есть лид: Получить компенсацию можно после пожара, падения метеорита или террористического акта. Пошаговая инструкция для тех, кто решил получить полис – подобная краткая формулировка выполняет аттрактивную и пояснительную функции: первое предложение привлекает внимание читателя, во втором раскрывается содержание инфографики. Последовательность действий и рекомендации сгруппированы в несколько блоков, раскрывающих единую тему страховки дома.

 

Рис. 2 – Инфографика-алгоритм
«Как правильно мыть кошку. Инструкция» [
CHV.aif.ru]

 

Лексический уровень

В связи с однородностью и конкретностью поставленных перед инфографикой задач выделяются следующие лексические особенности:

  • характер лексических единиц напрямую обусловлен тематикой самой инфографики (как правило, направленной на выполнение определённых действий в зависимости от конкретной ситуации);
  • лексико-семантический состав инфографик формируется на основе ключевых слов, ср., например, в инфографике-алгоритме «Что делать, если автомобиль загорелся?» существительные можно сгруппировать по 2 основным лексико-семантическим группам: 1) строение автомобиля: капот, мотор, багажник машина и т.д.;2) тушение пожара: огнетушитель, пожар, очаг, пламя,горение и т.д.;
  • отсутствие лексики, ограниченной в употреблении, а именно диалектизмов, имён собственных (как правило), терминов. Кроме того, фразеологизмы также не были зафиксированы в проанализированном языковом материале. Обозначенный признак связан с тем фактом, что адресат данного вида инфографики должен быстро и однозначно воспринимать информацию как полезное руководство к действию при конкретных обстоятельствах;
  • возможность появления развёрнутых контекстуальных антонимов, приобретающих противоположное значение исключительно в тексте конкретной инфографики (ср., напр., рис.2:Неглубокий таз, заполненный примерно наполовину/Глубокая ёмкость, в которой животное может утонуть; Гипоаллергенный шампунь, детское мыло или шампунь для животных/ Хозяйственное мыло, средства с насыщенным запахом) как средства потенциально опасные или безопасные для мытья домашнего животного), что свидетельствует о стремлении автора к максимальной наглядности и детализации для точного выполнения указаний адресатом инфографики.

В одном из тематических блоков в приведённом примере инфографики-алгоритма «Как обезопасить автомобиль от пожара заранее?»встречается пункт со сноской установить в автомобиле аварийный выключатель массы; ниже термин, который может оказаться непонятным для читателя, получает пояснение: Выключатель массы – кнопка в салоне, принудительно включающая и выключающая двигатель, что позволяет в случае пожара обесточить автомобиль незамедлительно. Таким образом, составители инфографики, учитывая тот факт, что не все люди хорошо разбираются в строении автомобиля, сделали пояснение к изображению и одному из пунктов текста.

Морфологический уровень

Следуя одной из главных задач инфографики-алгоритма, а именно лаконично сформулировать практические рекомендации на морфологическом уровне, отметим следующие особенности:

  • существительные: для инфографик-алгоритмов наиболее характерны существительные конкретного (мотор, кошка, дача) и вещественного (вода, песок, земля) разрядов (см. рис. 1, 2, 3);
  • прилагательные: в инфографиках-алгоритмах, как правило, встречаются качественные (см., напр.,горячий, холодный) и относительные (см., напр.,льняной, террористический) прилагательные;
  • глаголы: большое количество акциональных глаголов, как правило, в форме 2 лица множественного числа повелительного наклонения: остановитесь, выключите, высадите, позвоните, накройте, забросайте;
  • наречия: частотны наречия меры и степени: меньше, больше;качественные: тщательно, громко, внимательно; способа действия: немедленно, медленно, срочно.

Синтаксический уровень

Трудность для лингвистического анализа представляет отсутствие во многих инфографиках пунктуационного сигнала окончания предложения – точки, в связи с чем возникает проблема квалификации данных синтаксических единиц. В предлагаемом исследовании мы считаем подобные конструкции предложениями по формальным структурно-логическим показателям (законченность мысли, возможность членимости синтаксической конструкции, выделения главных и зависимых членов предложения).

Синтаксические особенности связаны с темой и структурой инфографики-алгоритма:

  • по цели высказывания (в названиях) инфографик-алгоритмов, как правило, встречаются вопросительные либо повествовательные предложения, ср.:Что делать, если автомобиль загорелся? (рис.1); Как правильно мыть кошку. Инструкция (рис. 2); Как застраховать дачу (рис.3), так как содержание инфографики-алгоритма, по сути, предлагает ответ на вопрос, поставленный в заголовке; (в содержательной части), то по цели высказывания в данном виде креолизованного текста преобладают побудительные предложения (часто в форме приказа и категорического приказа): Закройте дверь в ванную (рис. 2); Немедленно остановитесь и выключите мотор (рис.1), что связано с тематикой инфографик-алгоритмов: если они посвящены безопасности, здоровью человека, то правильная последовательность действий в экстремальных условиях имеет ключевое значение для адресата. В примере инфографики-алгоритма (рис.3) информация носит рекомендательный характер, побуждение выражается не в столь категоричной форме: Правоустанавливающие документы, которые необходимо иметь, чтобы застраховать дачу; Телефонный звонок лучше подкрепить письменным обращением с уведомлением о вручении, чтообъясняется правовой тематикой инфографики-алгоритма, не связанной с безопасностью человека;
  • по структуре: в инфографиках-алгоритмах активно используются как простые: Заверните кошку и подержите 10 минут на руках (рис. 2), так и сложные предложения. Среди сложных наиболее употребительными являются сложноподчинённые предложения, ср., напр.: Если огнетушителя нет, накройте пламя брезентом или забросайте песком, рыхлой землёй, снегом. (рис.1); Если сумма страховки больше 300 тысяч рублей, страховой агент захочет оценить её сам (рис.3). Закройте окна, капот, багажник: чем меньше воздуха поступает к очагу возгорания, тем медленнее распространяется пламя. (рис.1); Погружайте кошку в воду медленно, придерживайте голову, чтобы влага не попала в нос и уши (рис.2); Правоустанавливающие документы, которые необходимо иметь, чтобы застраховать дачу (рис.3). По нашему мнению, сложные предложения используются с целью наиболее точной передачи последовательности действий, которая приведёт к результату.

Стилистический аспект

С формально-содержательной точки зрения, лингвистический компонент инфографики основан на доминантах публицистического стиля, выделенных исследователями [Кожина 2008: 384]: сочетание экспрессии и стандарта, адресованность и т.д. Однако в связи со сферой распространения и функционирования инфографики, включающей средства массовой информации, различные интернет-ресурсы, следует отметить, что язык инфографики функционально и стилистически разнороден, границы речевых жанров размыты.

В инфографиках разных видов могут проявляться отдельные черты, характерные для некоторых функциональных стилей русского языка, которые традиционно выделяют в лингвистической науке: научного, публицистического, официально-делового, разговорно-обиходного  [Кожина 2008: 129].

Обращаясь к инфографике-алгоритму,отметим, что в зависимости от тематики, как правило, преобладают черты публицистического, научного, официально-делового стилей:

  • в контексте инфографики-алгоритма можно выделить предложения с экспрессивно-эмоциональными речевыми особенностями, характерными для публицистического стиля: Тщательно смывайте пену! (рис. 2)Ни в коем случае не садитесь в горящую машину и не пытайтесь завести её (ср.,рис.1);
  • синтаксические конструкции и лексические единицы, характерные для инструкции как жанровой разновидности официально-делового стиля: Заверните кошку и подержите 10 минут на руках. (ср., рис. 2); В любом случае будет полезным приложить к заявлению фотографии дачи; Также возможно застраховать гражданскую ответственность (по аналогии с ОСАГО) противоправные действия третьих лиц, разлитие воды в доме. (ср., рис.3);
  • термины и стандартизированные выражения (характерные для научного стиля) получают пояснение: правоустанавливающие документы, компенсация и др. (см. рис. 3).

Показатели лингвокреативной деятельности современной языковой личности: элементы языковой игры

В проанализированных нами примерах инфографик-алгоритмов элементы языковой игры как вида лингвистического эксперимента, заключающегося, по замечанию В.З. Санникова, в некоем отступлении от нормы, которое осознаётся и говорящим (пишущим), и слушающим (читающим) [Санников 2002: 32], встречаются довольно редко. Минимальное употребление элементов языковой игры в инфографике-алгоритме объясняется необходимостью точно и лаконично представить адресату инфографики последовательность действий, которая приведёт к определённому результату, при этом элементы языковой игры в различных речевых ситуациях могут отвлечь адресата от основной мысли и тематики инфографики-алгоритма.

Рис.3 – Инфографика-алгоритм «Как застраховать дачу» [ria.ru]