Инфографика-объявление

Вид инфографики, представляющий информацию о запросе на что-то или предложении чего-либо (приглашении к чему-либо).

Частотность в исследовании

Статичная инфографика-объявление получила широкое распространение в интернет-дискурсе. Примеры представлены на сайтах объявлений, профессиональных и творческих сообществах. В настоящей работе нами было проанализировано 120 инфографик-объявлений, что составляет 6,67% от общего числа.

Тематика и цели

Наиболее употребительные в современном русскоязычном пространстве инфографики-объявления с точки зрения цели и тематики можно разделить на два подвида: 1) объявления о предложении работы; 2) объявления о поиске/предложении жилья. В настоящем исследовании мы рассмотрели 60 инфографик, посвящённых предложению работы, и 60 инфографик, посвящённых поиску жилья. Инфографик-объявлений, посвящённых поиску или сообщению о найденных объектах или живых существах, также о поиске или продаже каких-либо объектов, нами обнаружено не было, что объясняется особенностями составления и сферой распространения инфографики.

На составление визуально-привлекательной и при этом грамотной инфографики требуется время, средства, консультации специалистов, поэтому для решения срочных сиюминутных или интимных вопросов люди используют более традиционные формы коммуникации: объявления в виде кратких текстовых сообщений, распространяемых в печатном или электронном виде с помощью интернет-ресурсов. Поиск/предложение жилья или работы требует подготовки, информация может включать достаточно большой объём текстовых и цифровых компонентов, которые наиболее доступно и наглядно могут быть представлены в инфографике. Рассмотрим лингвистические особенности инфографик-объявлений.

 

Рис. 7– Инфографика-объявление
«Снимем однокомнатную квартиру» [
infogra.ru]

 

Лексический уровень

В качестве особенностей инфографики-объявления с точки зрения лексики можно выделить:

  • активное употребление в заголовках единиц, относящихся к лексико-семантическим группам «поиск»: ищу, требуется, разыскивается; «жильё»: квартира, дом, «гнёздышко», сдам/сниму; «работа»: профессионал, специалист, мастер и т.д.;
  • лексика сферы информационных-технологий, актуальных для XXI века (как было замечено выше, инфографики-объявления распространены в Интернете и рассчитаны на активных пользователей сети):интернет-лексика: лайк, ретвит, репост (способы одобрения и распространения информации в Интернете, так как авторы инфографик нуждаются в актуальном источнике распространения данных и скорейшем обнаружении информации заинтересованным адресатом);
  • номинации профессий: дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, фотограф(рис. 7,8,9,10);
  • лексико-семантические группы: зарплата, вакансия, образование, специальность, способностиинфографиках-объявлениях о поиске/предложении работы); лексико-семантические группы: национальность, поведение, семья, соседи, оплата, мебель, пожелания, ср., рис.7:Мы: молодая, симпатичная, славянская пара. Маркетологи в крупных международных компаниях (в инфографиках-объявлениях, посвящённых поиску/предложению жилья);
  • экспрессивно-окрашенные лексические единицы с мелиоративной коннотацией: аккуратный, ответственный, пунктуальный;
  • лексические единицы, отражающие характерные бытовые реалии: близость работы/жилья к метро или остановкам наземного транспорта, наличие парковки, евроремонт в квартире;
  • субъективные аспекты, связанные с жильём: отсутствие тараканов, старых ковров,«советской мебели»(рис. 8), хорошая аура(рис.9);
  • имена собственные антропонимы: Наталия, Серёжа, Катя(с их помощью авторы персонифицируют информацию), топонимы, ср.: Москва, Санкт-Петербург, Муром, эмпороним: «Полтинник»(рис. 8),идеонимы:МГУ (рис.9).Следует отметить, что упоминание места учёбы или работы в сознании носителя языка демонстрирует уровень знаний специалиста, престижные высшие учебные заведения вызывают доверие и формируют положительное отношение со стороны адресата;
  • иноязычная лексика (из сферы информационных технологий и рекламы) PA, SMM, online,DIGITALHEART (рис.10); заимствования: пентхаус (рис.10).

Морфологический уровень 

В соответствии с целями инфографики-объявления (привлечь внимание конкретной категории людей, найти конкретного специалиста или объект) с точки зрения морфологии в инфографиках-объявлениях разных видов наблюдаются следующие черты:

  • преобладание номинативов, в частности отглагольных существительных: оплата, ожидание, обучение, продажа;
  • качественных прилагательных: аккуратный, внимательный, опытный, ответственный, пунктуальный;
  • частотны глаголы в форме изъявительного наклонения: платим, хотим, не хотим, ждём, ищем, обучим, продаём, сдадим, разыскивается и повелительного наклонения: звоните, пишите, требуйте, спрашивайте, интересуйтесь, торопитесь.

 

Рис. 8Инфографика-объявление «Продаётся квартира»[www.pinterest.ru]

 

Синтаксический уровень

На синтаксическом уровне в инфографиках-объявлениях встречаются сложные предложения, семантика которых обусловлена лингвокреативной деятельностью авторов инфографики. Так, например, вместо словосочетания торг уместен, предлагается сложное предложение (сложноподчинённое в данном контексте), ср.: Если вы очень хороший человек, но у вас чуть-чуть не хватает денег, мы можем немного поторговаться. (рис. 8) Традиционную для объявления формулировку контакты для связи могут заменять одно и/или два предложения, как правило, сложноподчинённые: Телефон Наталии, потому что Сергей очень много работает и ему некогда…;Почта Сергея, потому что он её проверяет каждые 3 минуты…(рис. 8).

 

 

Стилистический аспект

С точки зрения стилистики в инфографиках-объявлениях разных видов находят отражение особенности, характерные для публицистического и разговорного стилей:

  • диалогичность, ср.:Как с нами связаться? Что мы обещаем? (рис.9); 4 этаж (выделено графически) В пятиэтажном жилом доме. Да-да, это не пятый, а под ним, крыша далеко (рис.9)– автор инфографики опускает пояснение указанного пункта, однако, подразумевается, что квартира не под крышей имеет преимущество перед жильём над последним этажом, где часто случаются протечки крыши;
  • личностный, персонифицированный характер с оттенком фамильярности, эмоциональности, ср.: Кто мы такие? Лёша, Саша (вместо полных имён Алексей, Александра);Мы – молодая семья, состоящая из папы, мамы, прекрасной дочки(рис.9);
  • обращённость к адресату и рекламность ср.: Всё это может стать вашим (рис. 8) За всю эту красоту мы хотим каких-то 1 450 000 рублей, Не стоит смотреть только на цифры, размеры в ощущениях несравнимо больше (рис. 8);
  • экспрессивно-эмоциональные проявления, ср.: Весь ремонт делался своими руками, по своему дизайну и на совесть, слёзы наворачиваются, оттого что приходится продавать эту квартиру (рис. 8);
  • включение научной (ср., деструктивный),разговорной (напр., вкусняшки), профессиональной (ср., профайлы)лексики (рис. 10).

В качестве частотного принципа языковой стилизации в инфографиках-объявлениях можно выделить структурное деление инфографик на тематические разделы под названиями разыскивается, требуется, предлагаем, что есть, условия, награда/вознаграждение, что является своеобразным обращениям к  традиционной структуре печатных объявлений о поиске чего-либо. Кроме того, в зависимости от замысла автора, содержательная часть инфографик-объявлений иногда включает элементы, выполняющие информационную и развлекательную функции, которые, с точки зрения стилистики, характерны для публицистического стиля, ср.: цитата по делу, занимательный факт, место действия.

 

Рис.9 – Инфографика-объявление «Квартирные вопросы» [it-portfolio.net]

   

Рис.10Инфографика-объявление о поиске сотрудника [5coins.ru]

 

Показатели лингвокреативной деятельности современной языковой личности: элементы языковой игры

С точки зрения языковой игры инфографики-объявления разных видов представляют собой широкие возможности для проявления лингвокреативной деятельности автора:

  • разнообразные приёмы языковой игры как средства усиления экспрессии [Кожина 2008: 372];
  • контекстуальное употребление фразеологических сочетаний, ср.: Вопрос, кстати, горит;
  • цитация, обыгрываемая автором в контексте конкретной речевой ситуации, ср.:7 этаж Да-да, это как 6-й, только на один повыше (жирным шрифтом выделена цитата популярной фразы из песни современного рэп-исполнителя Гуфа);
  • аллюзия, ср.: москвичей испортил квартирный вопрос, – вольное цитирование фразы, отсылающей к знаменитому роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (рис.9);
  • игра с семантикой. Так, в инфографиках-объявлениях о поиске/предложении работы зафиксированы следующие примеры, а именно: Разыскивается (рис.10)– отсылка к объявлениям о розыске пропавших или подозреваемых; По славянской традиции, бьём челом за любой лайк ретвит и перепост (рис.9) cтилистическая эклектика, подражание древнерусскому стилю совмещается с отличительной чертой современной коммуникации, распространение информации.

Выводы

При лингвистическом анализе инфографики-объявления можно выделить наиболее характерные особенности:

  • на лексическом уровне: интернет-лексика, номинации профессий, лексические единицы, отражающие бытовые реалии, антропонимы, идеонимы, эмпоронимы, лексико-семантические группы: поиск, жильё, работа;
  • на морфологическом уровне частотны: имена прилагательные (как правило, качественные) и глаголы (глаголы в форме повелительного наклонения);
  • на синтаксическом уровне: представлен однокомпонентыми и многокомпонентными структурами (словосочетаниями и предложениями), повествовательными и побудительными по цели высказывания предложениями;
  • стилистический аспект: доминанты публицистического и разговорного стиля;
  • аспект языковой игры: яркие проявления лингвокреативной деятельности (цитация, аллюзия, игра с семантикой, экспрессивность, использование фразеологических сочетаний).

Сравнительно-сопоставительный анализ видов инфографики

Инфографики-объявления, связанные с поиском специалистов или объектов, имеют сходные лингвистические и структурные черты с инфографиками-резюме и инфографиками-рекламами: характеризуют объект, привлекают внимание адресата, побуждают к выбору. Однако на основании логико-тематических особенностей и разной коммуникативной направленности каждый вид мы рассматриваем отдельно.