Инфографика-процесc
Раскрывает основные этапы физических, физиологических, духовных, производственных явлений.
Частотность в исследовании
Нами проанализировано 100 примеров русскоязычных инфографик-процессов, что в процентном соотношении равно 5,56%.
Тематика и цели
К главным целям инфографик-процессов относятся:
- передать суть явлений и процессов;
- пояснить этапы развития/формирования чего-либо;
- раскрыть причины и результаты.
Текстовая и визуальная составляющие инфографики-процесса, в подавляющем большинстве структурированы на основе нескольких этапов формирования или развития явления. С точки зрения семантики, инфографики-процессы посвящены природным, технологическим, физиологическим, религиозным явлениям. Языковые особенности инфографики-процесса наиболее ярко проявляются в следующих лингвистических аспектах:
Лексический уровень
Лексические единицы распределяются по тематическим группам: динамика, значение, начало, причины, развитие, цель. В инфографике-процессе активно употребляются следующие лексические единицы:
- профессионализмы(ср., рис.11: калье, галерта просолка, пастеризация);
- научные термины (ср., рис. 12: половодье,паводок,«закраины»,муссоны)получают в инфографике вербальное или невербальное пояснение (ср., рис. 11: В процессе сворачивания и варки режут сгусток – этот процесс также называют «калье» или «галерта»);
- понятийные единицы научной сферы: механизм, динамика, процесс, интенсивность, скорость;
- отсутствие имён собственных, фразеологизмов, что обусловлено научно-популярной тематикой данного вида инфографики.
Морфологический уровень
Морфологические особенности инфографики-процесса зависят от тематики конкретного примера. Как правило, в инфографике-процессе происходит объяснение динамичных процессов или явлений, поэтому в количественном отношении над другими частями речи преобладают:
- отглагольные существительные, которые необходимы для обозначения процесса: детоксикация, поднятие, таяние, распределение, сворачивание, откачивание, очищение, оздоровление;
- качественные прилагательные (описание или характеристика процесса явления и его составляюших ср. солнечные лучи, среднесуточная температура, быстрое таяние снега, длительное голодание, духовные силы);
- глаголы в форме настоящего времени(рис. 11,12,13) ставят,разрывается,сопровождается,падает,увеличивается,фиксируется, сливается;
- практически отсутствуют местоимения (так как каждая стадия развития процесса связана с новым явлением или этапом, поэтому отсутствует необходимость замены названия явления или этапа в тексте указанием на предмет).
Рис.11 – Инфографика-процесс «Как делают сыр» [ic.pics.livejournal.com]
Синтаксический уровень
На синтаксическом уровне преобладают:
- простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (рис.12):Они вливаются в существующие реки, разрушая прибрежный лёд или сложносочинённым бессоюзным: Расходы значительно увеличиваются, появляются доходы и др.;
- в инфографике-процессе встречается парцелляция, ср.: а после – в погреб! Созревать! (рис.11);
- отдельные словосочетания со связью управление: детоксикация организма, таяние ледников, залог успеха; и согласование: окружающая среда, внутренние ресурсы (рис. 12,13).
Рис. 12 – Пример инфографики-процесса
«Паводок и половодье»[mdouraduga75.ucoz.ru]
Стилистический аспект
С точки зрения стилистики, в инфографике-процессе преобладают доминанты научного и публицистического стилей:
- терминологическая лексика, стремление к фактологической точности, ср.: Вода идёт с большой скоростью (на равнинных реках скорость 5 км/ч, на горных – до 45 км/ч);
- сочетание экспрессии и стандарта.
Показатели лингвокреативной деятельности современной языковой личности: элементы языковой игры
Следует отметить, что в рассмотренных нами примерах инфографики-процесса не удалось обнаружить примеров языковой игры, так как в соответствии с целью инфографики-процесса точно и понятно представить механизм процессов или явлений, у автора нет необходимости допускать умышленную языковую неправильность (или неточность) для развлечения собеседника и проявлять лингвокреативные возможности.
Выводы
Анализ лингвистического компонента инфографики-процесса позволяет выявить следующие наиболее характерные особенности:
- на лексическом уровне: профессионализмы, научные термины, понятийные единицы;
- на морфологическом уровне: большое количество отглагольных существительных, качественных прилагательных, глаголов в форме настоящего времени;
- на синтаксическом уровне: простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, сложносочинённые и бессоюзные предложения;
- стилистический аспект: вербальный компонент основан на доминантах научного и публицистического стилей;
- примеров языковой игры не обнаружено.
Рис.13– Инфографика-процесс «Очищение организма»[ulutay.ru]
Сравнительно-сопоставительный анализ видов инфографики
Инфографика-процесс объясняет принцип формирования какого-либо явления из любой сферы человеческого знания о мире, имеет сходные черты с инфографикой-алгоритмом, раскрывающей последовательность действий для достижения определённого результата, и инфографикой-рецептом, посвящённой этапам приготовления блюда или напитка. Однако следует отметить, что:
- с точки зрения визуального компонента, составляющая инфографики-рецепта, структурирована по единому образцу, на основании которого формируется и лингвистический компонент. Так, для приготовления блюда важно выделить основные моменты: время, температуру, состав, количество ингредиентов и другие аспекты; в инфографике-процессе и инфографике-алгоритме нет чётко регламентированных показателей, возможны самые необычные визуальные ряды и даже изображения-метафоры, поясняющие суть процесса или последовательности действий;
- цель инфографики-рецепта и инфографики-алгоритма бытовая, а именно: детальное объяснение этапов, выполнение определённых действий, приводящих к практическому результату для адресата инфографики. В свою очередь, цель инфографики-процесса более глобальная – просветительская, раскрывающая суть явлений, демонстрирующая их масштаб.