Инфографика-рейтинг

Вид инфографики, в котором информация сформирована в градационный или сравнительный ряд, включающий краткие комментарии, объединённый определённой тематикой.

Частотность в исследовании

В представленном диссертационном исследовании нами были проанализированы 100 примеров рейтингов/классификаций. Процент от общего числа инфографик составляет 5,56%. Как правило, инфографики рейтинги встречаются на сайтах информационно-аналитических изданий и средств массовой информации.

Тематика и цели

Название вида обусловлено структурно-тематическим принципом систематизации информации и продиктовано дефиницией лексемы «рейтинг» в словаре: «Степень популярности кого-н. (обычно политика, общественного деятеля и др.), устанавливаемая путем социологических опросов, опроса экспертов, голосования и т.п. и определяемая тем местом, которое занимает данное лицо среди ему подобных» [Крысин 2000]. Следует отметить, что тематика инфографики-рейтинга может быть связана с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами или явлениями, ср. Главные события за неделю; Самые кассовые фильмы выходных; Лучшие города России(рис. 17, 18, 19).

Отличительной особенностью вербального компонента данного вида инфографики является большое количество числовых данных, которые для лучшего восприятия  и понимания объединяются в единую визуально-текстовую систему, при этом текстовая составляющая лишь поясняет числовые данные.

 

Рис.17 – Инфографика-рейтинг «Главные события за неделю» [ria.ru]

 

Лексический аспект

Лексический аспект инфографики-рейтинга обусловлен общей тематикой составленного градационного ряда, так как инфографика-рейтинг может быть посвящена самым разным темам. В числе лексем, которые встречаются в большинстве инфографик-рейтингов: общий, средний, самый, лучший, главный, топ. Кроме того, частотны лексические ряды, объединённые общей тематикой имён собственных, ср.: Тюмень, Краснодар, Новосибирск, Ярославль…(рис. 19).

Отличительными особенностями инфографик-рейтингов являются:

  • хронологические рамки (указание определённого промежутка времени, по итогам которого выстраивается градационный ряд, ср.: выходные, неделя, месяц, год, например: Самые кассовые фильмы выходных (рис. 18);
  • критерии сравнения для формирования градационного ряда, ср.: по условиям для жизни, по условиям для бизнеса, по уровню экологии (рис. 19);
  • имена собственные: антропонимы, ср., например: Юревич, Василий Лановой, Жанна Фриске; топонимы, например: Саратов, Уфа, Красноярск, США, Канада; идеонимы, ср.:«Приключения мистера Пибоди и Шермана» (название фильма) и т.д.

Морфологический аспект

С точки зрения морфологии в инфографиках рейтингах можно отметить:

  • преимущественно номинативный состав (существительные, прилагательные);
  • преобладают относительные прилагательные общий, средний и качественные лучший, главный, а также краткие прилагательные убит, покорён, создан;
  • частотны отглагольные существительные, ср.: отставка, вручение (рис. 17).

Синтаксический аспект

Инфографика-рейтинг с точки зрения синтаксиса характеризуется:

  • активным употреблением словосочетаний, сочетаний словоформ и цифр;
  • характерная конструкция с предлогом по, отражающая критерии рейтинга, ср.: по условиям для жизни, по условиям для бизнеса по уровню экологии;
  • по структуре характерны простые предложения; по цели высказывания в инфографике-рейтинге часто встречаются вопросительные и повествовательные предложения, ср.: Когда гадают на Старый Новый год? (рис. 17); Лучшие города России (рис. 19).

Стилистический аспект

С точки зрения стилистики инфографика-рейтинг основана на доминантах публицистического стиля:

  • cтандартизированность инфографики проявляется в обязательном наличии определённой последовательности, подкрепляемой числовым соотношением, ср. Сборы за выходные, сборы, с четверга по воскресенье;
  • используется приём градации, который в зависимости от тематики инфографики может являться эмоционально-экспрессивным средством;
  • экспрессия часто проявляется в рекламности, на языковом уровне выраженной в названии инфографики-рейтинга, ср.: Лучшие города России, Самые кассовые фильмы выходных (значение исключительности);
  • количественное ограничение элементов рейтинга, которое оговаривается в лиде инфографики, ср.: Топ-10 тем прошедшей недели по версии Яндекса.

 

Рис. 18 – Инфографика-рейтинг
«Самые кассовые фильмы выходных» [
ria.ru]

Показатели лингвокреативной деятельности современной языковой личности: элементы языковой игры

Аспект игры может проявляться на уровне игры слов, каламбуров и иносказаний, конкретных элементах инфографики-рейтинга, однако, в проанализированных нами примерах не наблюдается примеров языковой игры, что объясняется конкретностью текста.

Выводы

Вербальный компонент инфографики-рейтинга отличается следующими характерными особенностями:

  • лексический аспект: хронологичность градационного ряда, категориальность сравнения, имена собственные: антропонимы, топонимы, идеонимы;
  • морфологический аспект: преимущественно именной состав (существительные, прилагательные);
  • синтаксический аспект: характерная конструкция с предлогом по, отражающая критерии рейтинга, ср.: по условиям для жизни, неполные, простые предложения;
  • стилистически основана на доминантах публицистического стиля;
  • аспектов языковой игры не обнаружено.

Сравнительно-сопоставительная характеристика аналогичных видов инфографики

Инфографика-рейтинг/классификация характеризуется чёткостью категориальных сравнительных позиций и большим количеством числовых данных, что объединяет вербальный компонент инфографики-рейтинга/классификации с инфографикой-статистической схемой. Однако при этом инфографика-рейтинг выявляет отличия и сходства, информирует о лучших и худших позициях по каким-либо вопросам.

 

Рис. 19 – Инфографика-рейтинг
«Лучшие города Россия» [mann-ivanov-ferber.ru]