Инфографика-резюме

Вид инфографики, содержащий информацию о биографических и профессиональных данных конкретной личности.

Инфографика-резюме – вид инфографики, обусловленный структурно-содержательными особенностями, проявляющимися на разных языковых уровнях и соответствующих дефиниции резюме, содержащий информацию о биографических и профессиональных данных конкретной личности (согласно одному из значений, зафиксированному в ряде толковых словарей). В соответствии с Большим толковым словарём русского языка под редакцией С.А. Кузнецова резюме – сведения о своём образовании, профессиональных навыках, опыте и т.п., которые сообщает претендующий на какую-либо работу [Кузнецов 2000]. В свою очередь, в Полном словаре лингвистических терминов Т.В. Матвеевой резюме – современный жанр официально делового стиля: письменный текст с краткой информацией о себе, составляемый ищущим работу для дальнейшего предложения работодателю [Электронный ресурс, код доступа: свободный http://obrazets-resume.ru/infografika/, дата обращения: 09.09.2018].

Частотность в исследовании

Нами проанализировано 120 примеров русскоязычных инфографик-резюме, лингвистические особенности которых представлены на разных языковых уровнях. От общего числа проанализированных в исследовании инфографик это составляет 6,67%.

Тематика и цели

Тематика инфографики-резюме – личностные и профессиональные характеристики конкретной личности. Цели: найти работу, сформировать положительное впечатление.

 

Рис. 14 – Пример инфографики-резюме [infographica.com]

 

Лексический аспект

Следует отметить, что структурно и тематически инфографика-резюме строится на основе информации, которая обязательно указывается в традиционном резюме: личные данные (включая профессиональные и личностные качества), образование, опыт работы, пожелания.

Характерными особенностями инфографик-резюме являются:

  • большое количество профессиональной лексики;
  • иноязычная лексика, обусловленная особенностями той сферы деятельности, которой предполагает заниматься кандидат на должность, создающий резюме, ср.пуско-наладочные работы,(рис. 14), маркетинг услуг (рис.15), прототипирование, web-дизайнер(рис.16); Social media marketing (продвижение какого-либо продукта или услуг в социальных сетях), Adobe, Corel Draw (названия программного обеспечения);лексика иноязычного происхождения, заимствованная путём калькирования из английского языка: фриланс (в значении «работа в частном порядке на себя»), референс (в значении «дополнительная информация»)(рис. 16);
  • частотность лексем конкретных лексико-семантических групп: должность, зарплата, карьера, качества, контакты, навыки, опыт, способности, стаж, умения, характер, хобби, связаны с общим тематическим содержанием инфографики-резюме;
  • имена собственные, ср.: антропонимы (в большинстве случаев имена героев инфографики): Аркадий, Маргарита Баглаева, Светлана Травьянская; идеонимы: Российский Торгово-Экономический Университет; топонимы: Москва; фирмоним: OOO Кофе Хауз (рис.15);
  • фразеологизмы, значение которых подчёркивает положительные личные и профессиональные качества соискателя (ср.,в дизайне собаку съел (в значении «приобрести большой опыт»).

 

 

Морфологический аспект

Следует отметить, что в зависимости от замысла автора, морфологическая структура вербального компонента в инфографике-резюме может быть практически полностью представлена именами существительными (в том числе и отглагольными) и прилагательными (рис.15). В инфографике-резюме, как правило, преобладают номинативы:

  • существительные с качественным значением (абстрактные) креативность, коммуникабельность;
  • прилагательные(качественные),ср.: ответственный, внимательный, серьёзный (рис.14); краткие прилагательные: коммуникабельна, инициативна, стрессоустойчива (рис.15).

Синтаксический аспект

Синтаксическая структура инфографики-резюме представлена:

  • отдельными предложениями простыми и сложными по структуре, ср. (бессоюзное сложное предложение):Лучше всего в мире: доброта в человеке, красота в рисунке, строгость в структуре. (рис. 16);
  • безличными, безглагольными предложениями, ср.:Более 20 лет профессионализма и опыта в производстве металлической упаковки… (рис. 14);
  • словосочетаниями со связью согласование продвинутый пользователь и управление ведение переговоров, опыт вождения;
  • рядами однородных членов, включённых в контекст в виде самостоятельной синтаксической конструкции, ср. Общительный, энергичный, настойчивый, но обаятельный(рис. 14).

Стилистический аспект

С точки зрения стилистики, исследователи рассматривают резюме как жанр официально-делового дискурса, подразумевающего существование определённых правил оформления, композиционного состава текста [Тойкина 2011:155].Жанрообразующие черты резюме направлены на социальное взаимодействие, убеждение и самопрезентацию соискателя, при этом выбор языковых средств и коммуникативной тактики в процессе самопрезентации зависит от социального статуса соискателя [там же]. В ходе анализа было замечено, что стилистические особенности данного вида инфографики утрачивают степень официальности и стандартизированности, характерную для традиционного резюме. Одной из особенностей инфографики-резюме является оригинальная структурированная самопрезентация личности, включающая как чёткие фактологические данные, характерные для официально-делового стиля (об образовании, опыте работы), так и элементы публицистического и разговорно-обиходного стилей. Так, например, во многих инфографиках-резюме указываются хобби соискателя, присутствует элемент интимизации, ср.: Про меня говорят много и плохого, и хорошего. На самом же деле я беззаветно отдана дизайну; Я люблю гулять, вкусности, сериалы, музыку, рисовать, своего мужа (рис.16). В инфографике-резюме часто встречается сочетание экспрессии и стандарта, характерное для публицистического стиля, ср.: Отличный специалист жаждет трудоустройства (рис.14); Люблю своё дело, обожаю людей, разделяющих моё увлечение (эмоционально-экспрессивная коннотация) (рис. 16).

Аспект языковой игры

Вербальный компонент инфографики-резюмев зависимости от сферы деятельности соискателя формируется на основе неформального способа коммуникации, что нередко проявляется в использовании автором таких элементов языковой игры, как:

  • смешение стилей;
  • использование каламбуров;
  • умышленное снижение пафоса коммуникативной ситуации;
  • метафоризации.

Рис. 15 – Пример инфографики-резюме [olx.ua]

 

Следует отметить, что в качестве метафоризации на языковом уровне в инфографике-резюме часто встречается некоторая механизация, когда возможности человека уподобляют характеристикам технического устройства уникальная модель таких больше не делают (ср., рис. 14), функционал(ср., рис. 15), проявление  своего рода рекламности в представлении информации о конкретном специалисте и человеке. В инфографике-резюме встречаются ироничные формулировки вроде руки растут из того места; анекдоты, включённые в подразделы резюме, иллюстрирующие организаторские способности соискателя (cр., рис. 15) Основополагающие навыки: Могу копать/Могу не копать/ Могу сделать так, чтобы другой копал.

Выводы

Анализ инфографики-резюме на разных языковых уровнях позволяет выделить следующие особенности, наиболее характерные для данного вида:

  • на лексическом уровне: профессионализмы, иностранная лексика, имена собственные: антропонимы, идеонимы, фразеологизмы с положительной коннотацией;
  • морфологический уровень: существительные со значением качества, качественные прилагательные;
  • синтаксический уровень: ряды однородных членов, словосочетаниями со связью согласование, как простые, так и сложные предложения (бессоюзные сложные предложения), безличные, безглагольные предложения;
  • стилистический аспект основан на доминантах публицистического и официально-делового стилей;
  • аспект языковой игры: проявления языковой игры обусловлены сферой распространения инфографики-резюме в электронном виде в Интернете, в пространстве которого приветствуются креативные коммуникативные решения.

Рис.16 – Пример инфографики-резюме [carbonmade-media.accelerator.net]

Сравнительно-сопоставительная характеристика аналогичных видов инфографики

Инфографики-резюме обладают лингвистическим и типологическим сходством с инфографиками-объявлениями и инфографиками-рекламами. Их главная задача – охарактеризовать личность или объект с положительной стороны, подчеркнуть качества. Однако важные особенности инфографик-резюме – в персонализации характеристики, с помощью визуальных и лингвистических средств, происходит самопрезентация конкретной личности в профессиональном аспекте.