Инфографика-статистическая схема
Вид инфографики, представляющий данные опросов, исследований, большие объёмы количественных данных, процентные соотношения.
Частотность в исследовании
В настоящей работе нами были проанализированы 200 примеров инфографик-статистических схем, от числа всех проанализированных инфографик количество примеров данного вида составляет 11,11%.
Тематика и цели
Главная цельинфографик-статистических схем – подчеркнуть соотношение пропорций, зависимостей, взаимосвязей между объектами, понятиями, явлениями. Как правило, инфографика-статистическая схема представляет данные опросов, однако цифры и большие объёмы данных структурируются и представляют собой сложную вербально-цифровую структуру, лингвистический компонент которой представлен достаточно скупо.
Рассмотрим лингвистические особенности инфографики-статистической схемы:
Рис. 26 – Инфографика-статистическая схема «Чтение в России» [samolit.com]
Лексический аспект
С точки зрения лексико-семантического единства тематика инфографик-статистических схем всегда подчинена определённой тематике, которая обуславливает выбор лексических единиц, группирующихся в лексико-семантические группы. Ср., напр., инфографику «Чтение в России» на рис. 26, лексические единицы в зависимости от тематики можно распределить в семантические группы чтение, литература, произведение и др.
Морфологический аспект
С точки зрения морфологической структуры для инфографик-статистических схем характерны:
- абстрактные существительные активность, внимание, озабоченность (что обусловлено особенностями опроса или исследования: социальной, культурной, событийной тематикой);
- глаголы настоящего или прошедшего времени (привлекает, удивило);
- глаголы в форме первого лица единственного числа (покупаю, выбираю, поддерживаю);
- предлоги «за» и «против» чего-либо, в контексте выражения согласия или несогласия (ср.: «За» исключение из списка обязательной литературы для школьников…; «Против» преподавания зарубежной литературы в школе… рис. 26).
Синтаксический аспект
На синтаксическом уровне по цели высказывания отмечаются:
- неполные синтаксические конструкции с вопросительными словами ср.: Почему натуральная; Почему искусственная, которые дополняются схемами с числовыми данными опроса, указанием конкретных групп опрошенных (все опрошенные, семьи с детьми, семьи без детей, одиночки, москвичи, петербуржцы), пояснениями конкретных составляющих ответов;
- отдельные предложения вопросительные по цели высказывания, ср.: Что больше всего нравилось на уроках литературы в школе?;
- простые предложения, ср.: Новогодняя ёлка – праздник в доме; Аварийность на дорогах (рис.28).
Рис. 27 – Инфографика-статистическая схема
«Новогодняя елка – праздник в доме» [rian.ru]
Вербальная синтаксическая структура инфографики-статистической схемы разворачивается в чёткой логической цепочке вопросов, каждый из которых проистекает из предыдущего и формирует единую смысловую структуру, ср., название: Новогодняя ёлка – праздник в доме; лид: Большинство жителей Москвы и Санкт-Петербурга придерживаются традиции встречать Новый год с ёлкой; элементы структурно-содержательной части: Планируете ли вы поставить в доме ёлку; Какой ёлке отдаёте предпочтение; Почему натуральная; Почему искусственная (рис. 27).
В представленном примере инфографики представляется информация по одной теме (установка новогодней ёлки), однако в разных аспектах: планируют ли ставить ёлку дома, какой отдают предпочтение и почему.
С помощью простых словосочетаний и предложений инфографика-статистическая схема позволяет чётко, лаконично и разносторонне рассмотреть определённую проблему или явление, инфографика«Аварийность на дорогах»(рис. 28) отличается необычным информативным лидом-фактом, соединяющим числовые и языковые данные: В результате ДТП в России погибает около 28 тысяч человек в год. Дальнейшее структурно-тематическое содержание инфографики представляет комплексные статистические показатели: использование ремней безопасности, группы пострадавших в ДТП, погибшие, раненые, основные причины аварий.
Стилистический аспект
С точки зрения стилистики инфографика-статистическая схема основана на доминантах публицистического (фактографическая точность, конкретность в изложении материала ср. Специальный телефонный опрос проведён компанией СОMCON notpart of Synovate среди 1910 жителей Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте 12 лет и старше (рис. 27) и официально-делового стилей (стандартизированность словосочетаний ср. легковые автомобили, ремни безопасности, затрудниться с ответом, отдавать предпочтение (рис. 28)и др. характерны для формулировокофициально-делового стиля).
Рис. 28 – Инфографика-статистическая схема
«Аварийность на дорогах» [detepe.ru]
Показатели лингвокреативной деятельности современной языковой личности: элементы языковой игры
Элементыязыковой игры для инфографики-статистической схемы не характерны, что обусловлено стремлением визуального и текстового содержания к конкретности и однозначности восприятия.
Выводы
Языковая составляющая в инфографиках-статистических схемах представлена достаточно скупо. Однако в ходе исследования мы выявили следующие лингвистические особенности, которые проявляются на разных уровнях языка, аспектах языковой игры и стилистики:
- лексический уровень: лексемы с тематикой исследования и отношения, служебные слова да, нет, имена собственные в зависимости от тематики инфографики;
- морфологический уровень: абстрактные существительные, глаголы настоящего или прошедшего времени, глаголы в форме первого лица единственного числа, предлоги «за» и «против»;
- синтаксический уровень: вопросительные по цели высказывания предложения, простые предложения;
- стилистический аспект: характерны черты публицистического и официально-делового стилей;
- проявления языковой игры не характерны.
Сравнительно-сопоставительная характеристика аналогичных видов инфографики
Инфографика статистическая схема по своим структурно-логическим особенностям имеет сходные с инфографикой-рейтингом особенности. К ним относятся: большое количество цифр, минимальное употребление языковых единиц, однако, в отличие от инфографики-рейтинга, инфографика-статистическая схема не выстраивает объекты или явления в градационные ряды, демонстрирует количественные соотношения и взаимосвязи.